Среди множества Богов и Духов, почитаемых в Мии-но Курэ, домовые всегда занимали особое место.
Как правило, выделяли несколько групп домовых:
1. Собственно домовые, то есть духи (ками) дома. Дом в Мии-но обычно возводился на высоких (до 180 сантиметров) сваях. Пространство между сваями занимали хозяйственные помещения. Такой дом традиционно именовался – усадьбой.
2. Духи, наблюдающие за детьми.
3. духи, помогающие в работе в усадьбе.
4. Духи границ.
К первой группе можно отнести трех духов: Энбу, Фасюя и Дедушку Пу.
Энба – дух очага и покровитель мужчин. Он команует всеми духами, населяющими дом. Чтобы задобрить его, в нишу с ритуальным очагом (жаровней с благовониями) кладут танто и веер. Энбу избражают в виде степенного мужчины с густой бородой, в одежде воина, с веером в руках.
Фасюй – ками цветка, покровитель младших братьев. Считается, что если прятать для него по углам сласти, бусины и лоскутки яркого шелка, он может научить многим тонкостям в шитье, рисовании, музицировании и стихосложении, а также принесет расположение господина. Его изображали в виде мальчика, только что достигшего зрелостиизящного, в ярких распахнутых кимоно, с зеркальцем и гребешком в руках. На южных островах Мии-но, где существовал обычай изготавливать куклы всех домовых и рассаживать их в специальной нише, куклу Фасюя стрались нарядить ярче всех и помещали рядом с Энбой.
Дедушка Пу покровительствует искусству спальни и винопития. Считается, что он всегда следит за теми, кто занимается любовью. Рассказывали, что один студент как-то ночью заметил, что за ним подглядывают, и, подумав, что это кто-то из детей, запустил в него гэта. Обиженный домовой в отместку, что называется "завязал узелок". Студенту потом пришлось долго молиться и приносить искупительные жертвы, прежде чем он излечился от импотенции.
Дедушку Пу изображают толстым веселым стариком с красным носом и преувеличенными гениталиями.
Ко второй группе относятся Ву-ву и Линпэй.
Ву-ву – нянька, ками детских. Он присматривал за детьми, если ему оставляли на верхней балке ложку молочной каши. Хорошим детям он рассказывал сказки, а плохих - ночью щекотал до слез. Ву-ву изображают четвероногим и двуруким, покрытым черным или синим мехом, с сумкой на брюшке.
Линпей – покровитель учащихся. пусть сам Линпей ростом не больше кисти для письма, он обязательно помогал старательному студенту. А если подопечный ему приглянулся, да еще и пожертвовал камушек туши или ворсу для кистей, то ками мог устроить и дела амурные... Молодо-зелено...
К
Рюсю – помощник повора и дух огня, на котором готовят пищу. Он следит за порядком на кухне. В праздник дома ему жертвовуют сладкую лепешку, сжигая ее в очаге.
Наса – король крыс. Он охраняет зерно в амбарах и изображается в виде белой крысы.
Близнецы Куса и Миса поддерживают порядок в хлеву и птичнике.
Серенький дедушка – холит коней и живет в конюшне.
А вот Дедушка-дерево обитает в самом старом дереве в саду и охраняет сад от всех напастей. Такое дерево часто украшают лентами и бубенцами.
Пайфын является ками бани и покровительствует всем банщикам.
К четвертой группе обычно относят только одного ками. Это Гэн-воин, фигуру которого нередко вырезают на воротах. Считается, что он охраняет дом от нечистой силы. Но в нескольких провинциях почитается также и его двойник Тэн – Крепкие Стены, охраняющий само здание.